пятница, 8 августа 2014 г.

Egiziano Piccolo


        Джентльмены, я вас в очередной раз приветствую!

        Ввиду весьма долгого отсутствия новых сообщений и обзоров в моем блоге и следующих из этого тревожных мыслей и выводов, спешу сообщить вам, что с нами все в порядке. Спасибо всем, кто интересуется, беспокоится, звонит, пишет, протягивает руку помощи и даже предлагает крышу над головой! Мы это очень ценим. Спасибо. К большому сожалению все мы, или, скажем, многие из нас, стали заложниками больших, но от этого не менее подлых и ушлых политических игр. Только так и никак иначе. Безусловно, время всё рассудит и расставит всё на свои места, но вот что бесконечно грусно - этого времени нам никто не вернёт, а кому-то не вернёт и родного дома, и близких, и Жизни. Надо всегда помнить, что мы не субъекты истории, а объекты. Любая война - это запредельная глупость, сугубо человеческая глупость, которой не может быть оправдания. Никогда.





Исходя из названия сегодняшнего обзора, многие, как я полагаю, уже догадались, о каком проекте мы будем говорить. Но я начну вот с чего...
Во многих винтажных часах 6154 PANERAI RADIOMIR часто можно заметить необычный артефакт в окраске светлого коричневого или песочного циферблата: ровно по центру различим ровный круг, словно очерченный часовой стрелкой:







В принципе, так и есть на самом деле - круг фактически очерчен стрелкой. Тогда, в 50е, на стрелках этих часов, чтобы они светились в темноте, использовалось некое вещество Радий. Не светонакопительное, а имеющее постоянное свечение (излучение). Собственно, от его названия и произошло название этой модели часов. О его радиоактивном и крайне опасном свойстве тогда не знали. Ну, о радиации безусловно знали, но роль и мощь его пагубного влияния была совершенно недооценена. Гораздо позже в часах повсеместно стали отказываться от использования Радия, а потом и Трития (хотя последний до сих пор можно встретить в современных моделях, правда, тритий там заключён в маааленькие стеклянные герметичные трубки, которые выполняют роль меток на циферблате - так радиация находится под контролем).
Так вот. Этот радий обладал настолько мощным излучением, что за годы движения часовой стрелки по кругу он буквально "прожигал" краску на циферблате. Следует заметить, что от минутной стрелки нет такого следа, поскольку она находится дальше от циферблата, нежели часовая, и действие излучения радия не столь ощутимо. У панеристов это явление даже имеет название - Radium burn (ожог радия), и в своих бесконечных попытках повторить эти часы, хомажники стараются обязательно воссоздать этот самый "ожог" на циферблате, не смотря на то, что современные светонакопительные составы безопасны настолько, что даже используются в индустрии детских игрушек. Для справки, на сегодняшний день стоимость редко проскакивающих на аукционах оригинальных экземпляров этих часов выходит за пределы 300 тысяч долларов (!). Многие наверняка ахнут, почему, мол, такие-простые-часы-даже-без-секундной стрелки-и-с-пластиковым-стеклом стоят такие сумасшедшие деньги?! Ну, знаете ли, краски Да Винчи в базарный день тоже стоили несколько флоринов, но кто об этом сейчас думает? Вот такая история...

Все вышесказанное мало коррелирует с нижеизложенным материалом, но одно общее обстоятельство таки имеется - речь пойдет о легендарном ПАМовском Маленьком Египтянине - Radiomir Panerai 6154 Small Egiziano или просто Egiziano Piccolo:


Это одна из самых красивых и чертовски редких моделей Панерай. На данный момент известно о существовании всего лишь двух-трех десятков таких часов. Большинство - в частных коллекциях. Но наверняка ведь можно предположить, что несколько экземпляров всё еще лежат в коробках с хламом на пыльных стеллажах вековых часовых мастерских! Хочется в это верить.
Линейка 6154 была выпущена в 1954 году по заказу флота Египта. Выпущена крайне ограниченным тиражом и этот факт неистово громко аукается на современных аукционах.
Гипнотизирующая своей простотой, лаконичностью и совершенством форм и линий, линейка 6154 включала в себя три варианта циферблатов, отличающихся только по цвету:




Кремовый, коричневый и черный. Интересно, что кремовый циферблат приобрел такой оттенок со временем. Да-да, из-за того самого "ожога радия"! Говорят, что изначально цвет циферблата был намного светлее и ближе к белому.
Что же в этих часах так сильно заставляет притягивать к себе наш взгляд? Хм, давайте-ка абстрагируемся от фактора цены и синдрома коллекционера и просто посмотрим на это заурядное (да, начинаем абстрагироваться) произведение часового искусства.
         Итак:
  • Стальной корпус размером 47мм;
  • Аскетичный классический сендвич-циферблат;
  • Золотистые широкие Wide или остроносые Double Pencil стрелки;
  • Толстый, мягкий, неизменно коричневый ремень 26мм шириной;
  • И так далее, и так далее...
Ну и что, спросите вы?

А теперь читаем между строк:
  • Невероятная по красоте патина на циферблате и на стрелках!


  • Неповторимый, как отпечатки пальцев, кракелюр на каждой часовой метке циферблата!



  • Стремительная линия излома, проходящая по боковинам корпуса, которая придает часам некую обтекаемость, легкость и ощущение удивительной элегантности при размере корпуса 47мм! Не даром в мире винтажного Панерая модель 6154, сравнивая ее с 6152 и 6152/1, прозвали "Мазерати среди Феррари"!




  • И как венец творения (игра слов: "Crown" - с англ. Корона) - 8-ми миллиметровая классическая заводная головка ROLEX BREVET!



Да, герой нашего сегодняшнего рассказа - маленький Египтянин!
В очередной раз я, пресекая всяческие пуританские выпады, хочу подчеркнуть, что целью любого проекта в этом блоге не является попытка сделать копию, реплику, подделку. Каждый раз, когда мы создаем часы, мы пропускаем все нюансы, детали, точки зрения, мнения и пр. через призму собственного восприятия, что в итоге выливается в достаточно оригинальный результат.

За основу в этом проекте я взял корпус из нержавейки, размер 47мм, плекс с обеих сторон, завинчивающаяся голова 8мм. Но, учитывая каким будет циферблат, стрелки и т.д., оставлять корпус в состоянии NEW было бы неуместно. Я применил следующий метод старения. В первую очередь разукомплектовываем корпус, снимаем стекла (в нашем случае они были вклеены), покрываем воском все резьбовые соединения и опускаем в раствор соляной кислоты на несколько секунд. Сталь приобретет легкий серый оттенок. Затем берем пластиковый контейнер или банку, на треть наполняем ее болтами и гайками, помещаем туда наш корпус и плотно закрываем банку. Около получаса с разной интенсивностью шуруем банку во всех направлениях. Ночью лучше этого не делать, да. После этой процедуры сильно не пугайтесь неестественности - корпус ещё не будет выглядеть, как будто часы носили 50 лет. Берем наждак 2000 и аккуратно обрабатываем корпус по всей его поверхности. Очень скоро вы заметите несколько самых выделяющихся "зарубок", ради которых мы, собственно, и затеяли весь этот перфоманс




Перфоманс... Ох уж этот перфоманс... Знаете ли, джентльмены, совершенно неожиданно в этом году мне выпала уникальнейшая возможность ощутить себя в шкуре актера! Да-да, настоящего актера не менее настоящего драматического театра! Если коротко, то театр - это Наркотик! Для кого-то театр - это жизнь и теперь я очень хорошо понимаю этого кого-то. Но также я сейчас понимаю себя. Того себя, который крепко подсел, внезапно получив внутривенно лошадиную дозу.
Началось все довольно безобидно - с идеи попытаться сделать из заурядного телеведущего актера театра, при этом создав из этого перевоплощения телепроект формата reality. Была достигнута договоренность с руководством театра и ... понеслось, закрутилось, только успевай роли зубрить да репетиции репетировать! В общей сложности в проект было привлечено 4 ведущих ТВ, два режиссера театра, несколько помрежей, тех.персонал, реквизит, сцена, неограниченное количество репетиций и т.д.



Задача была поставлена достаточно чётко: за три месяца режиссеры и Ко должны были подобрать материал, с котором мы будем работать, сделать из нас актеров, научить всем тонкостям и хитростям актерского ремесла, подобрать и распределить среди нас роли, разработать и приготовить весь реквизит, костюмы, свет, музыку и, наконец, - устроить премьерный показ спектакля на настоящей сцене настоящего театра при настоящих зрителях и даже настоящих билетах! Каково, а?!




Репетиции, зубрежка, пот, эмоции, психи-нервы, афиши, съемки, интервью, сорванные голоса, дыхательные упражнения, грим, костюмы, постановка речи, даже танцыыыы! За эти три сумасшедших месяца мы поняли, что говорить мы не умеем (на секунду, телеведущие!), наизусть учим плохо, на репетиции опаздываем, с режиссерами спорим, контролировать себя, свои эмоции, свои движения на сцене не умеем в принципе.



Например, как трудно, оказывается, уметь говорить медленно, двигаясь быстро, и говорить быстро, двигаясь медленно. Как тяжело суметь не сорвать голос за ничтожные 2-3 минуты речи на пике эмоций. Как невыносимо тягостно играть на сцене даже 10 минут, не имея по сценарию ни одной реплики! Какая жуткая примета на репетиции уронить тексты со своей ролью (если уж уронил, то немедля нужно сесть на текст своей пятой точкой!). А знаете, что такое уходящий реквизит? Ха! Это тот реквизит, который во время спектакля или выпивается, или съедается, выкуривается, разбивается и т.д. И в советское время в театре даже была специальная должность у человека, который чётко отслеживал сколько всего выпито-съедено-выкурено за время спектакля и затем он писал отчеты для КРУ ;-)



Для постановки режиссер выбрал рассказы А.П.Чехова. Не самое простое для новичков и бездарей, скажу я вам. Все рассказы были объединены одной общей тематикой - дачи. Те самые, столь любимые Чеховым дачные истории и всё и все, с ними связанное. К слову, помимо приобретенного театрального опыта, я снова буквально влюбился в Чехова. И сейчас, в мои 38 лет, это совсем не тот Чехов, с которым я знакомился в школе и в университете. Это тончайший эксперт человеческой души, русской души, украинской души. Это мастер мельчайших деталей, подробнейших описаний и внимательнейших наблюдений. Чехова легко учить, потому что его легко рисовать в своем воображении. Даже не смотря на то, что мне выпала незавидная, но ответственная роль готовить монолог длиною в 4 страницы мелким шрифтом







И вот, настал день Премьеры! Воскресенье! Полный зал! (ну и что, что это Экспериментальная Сцена на 100 мест, кого это волнует, особенно по эту сторону занавеса). Что вам сказать... Было страшно! Даже не так страшно, как нервозно до мокрых ладошек. Как будто перед экзаменом, к которому ты готов на 95%, но перед твоей очередью отвечать пришла комиссия, так, послушать... Сердце колотится, хотя лицо блаженно и неконтролируемо улыбается.
Кто-то курил,  кто-то трижды наносил и снимал грим. Ах, чертовски приятно было видеть, как искренне и сердечно волнуется наш режиссер! Как будто мы его дети, не иначе.

Свет уходит. Шелест публики стихает. Режиссер нарочито громко дважды кашляет...











Уф... Это незабываемый опыт и неповторимые переживания, правда! Театр, хоть я и всегда любил его как зритель, для меня перестал быть просто монументальным зданием в стиле ампир с мощными колонами и набором лицедеев, называющих себя труппой. Теперь для меня, как для актера, Театр, каким бы большим, малым, драматическим, молодежным, нуар или экспериментальным он ни был, представляется как свой, замкнутый, очень живой, органичный, обособленный мирок, который живет по своим законам, привычкам, традициям и понятиям. И нам очень повезло оказаться по эту сторону занавеса и прикоснуться к этому миру.
Пу сути, на сцене тот же Ты, но будто с тебя сняли не только одежду, но и заскорузлый слой напыщенности, ежедневности и робости. Разумеется, наша игра в театр не выдерживает никакой критики, но кто будет критиковать водруженного на табуретку 3-летнего малыша, читающего наизусть свое первое стихотворение?



После небольшого лирического отступления давайте-ка вернемся к нашему проекту.
Мы остановились на работе с корпусом.  После обработки всех граней и поверхностей наждачной бумагой, снимаем воск с резьб, вклеиваем стекла, полируем корпус и получаем такой результат:




Заднюю крышку я подверг еще одной химической ванне, чтобы усугубить серо-стальной оттенок и мелкую коррозию


Дальше переключаемся на работу со стеклами. Особенность плекса такова, что со временем, помимо сопутствующих эксплуатации артефактах - рисках, царапинах, трещинках, у него изменяется оттенок в сторону желтого или даже оранжевого, а также прозрачность. Это часто заметно на старых карманных часах. И если первые артефакты можно достаточно быстро приобрести при интенсивной носке, то с оттенком надо ждать годы. У нас их нет, поэтому ускорим этот процесс с помощью... куркумы!


Делаем концентрированный раствор воды и куркумы и смело погружаем в него наши плекси. На сутки. Затем проверяем





Результат очевиден и радует глаз.

Механизм, на котором мы остановились, оптимально подходит к этому проекту как с точки зрения исторической идентичности, так и из экономических соображений. Ведь тот же Кортеберт удорожает проект в пару раз, что уж говорить о 618-ом... Это практически стерильная Молния, без крупных кириллических символов на мостах





Немного винтажим проставочное бронзовое кольцо в хлорном железе


И переходим к художественной части нашего проекта. В первую очередь стоит рассказать о циферблате



Это однослойный 39мм циферблат с гравировкой RP. Основная цель - воссоздать тот самый вид индексов, как в оригинале 6154 - потрескавшийся от времени и солнца (а может и от радия) пластик. Для этого, после грунтовки и покраски болванки циферблата, индексы заполняются слегка подкрашенной эпоксидной резиной. Крайне важно подготовить смесь так, чтобы в ней не было пузырьков воздуха. Время застывания - 24 часа. Ошибка при нанесении приведет к переделке циферблата from the very beginning. После застывания на индексах ножом наносятся насечки, имитирующие трещины




Затем наносим люминофор внтаж-беж и готово! Все просто, не так ли?
Если заполняющую смесь сделать не такой густой, то можно добиться т.н. эффекта sausage marks




Но это уже совсем другой проект...


Стрелки также подверглись весьма серьезным винтажным СПА-процедурам. В первую очередь они были обработаны с помощью абразивной пасты, а затем с ними был проделан egg trick - фокус с куриным яйцом. Смысл его в том, что отваренное вкрутую яйцо, раздавленное пока оно еще горячее, выделяет какой-то особый газ, который заставляет окисляться латунь, образуя очень красивую и породистую патину на ее поверхности



Тонкая темная граница на стыке люминофора и латуни - еще один нюанс, который в итоге придает стрелкам неповторимый и - самое главное - винтажный и бывалый вид! Изготавливаем и винтажим фальш-триб и уже имеем более-менее сформировавшуюся картину





Осталось дело за малым - соединить воедино всю эту музыку (с) Чехов) и сшить ремень




Для ремня было решено использовать кожу. позаимствованную от старого немецкого военного подсумка. Меня подкупил цвет - нативный неокрашенный тан, фактура и... ее запах!



27 х 130 х 85мм, слегка состаренная бакля GPF, косая строчка







Собственно, на этом можно поставить и точку!




















Без малого полгода ушло на этот проект: на поиск запчастей, комплектующих, на опыты, эксперименты, неудачи и маленькие победы, открытия и разочарования, скрупулезную работу и дни бессовестного отлынивания ;-) Мы не стремились повторить, мы стремились сделать иначе. Так, как видим и чувствуем мы. И пускай еще один симпатичный Маленький Египтянин начнет свой долгий путь в этом мире.

Моё почтение, джентльмены.


Надеюсь, вы не зря провели несколько своих минут на страницах моего блога.
Все вопросы, касающиеся того, как сделать часы и что для этого нужно, отправляйте на belkin12@gmail.com или handbmade@gmail.com

Stay tuned и точного всем хода!



© Белокопытов Дмитрий. Все права защищены.
© Belokopytov Dmitry. All rights reserved.

6 комментариев:

  1. Дима, очень рад твоему возвращению к проектам!
    Получилось очень органично - настоящий раритет, хотя найдутся те, кто будет воротить нос из-за надписи)))) Ну а про театральные опыты можно было бы и отдельный обзор выложить - думаю многим было бы интересно))).
    Мира и удачи!

    ОтветитьУдалить
  2. Как всегда нереально круто!!!
    Замечательный проект!
    Рад, что вернулись.
    Еще разов пару прочитаю статью, чтобы вникнуть в детали.
    Присоединяюсь в предыдущему оратору...
    Мира и удачи!
    Ждем новых проектов!!!

    ОтветитьУдалить
  3. Сам себе завидую,что мы знакомы! АНГЕЛА ХРАНИТЕЛЯ!!!

    ОтветитьУдалить
  4. Потрясающей красоты часы! Это уже не просто ремесло, а алхимия!

    ОтветитьУдалить
  5. Дима, очередной и снова неповторимый проект твоего исполнения!
    Ты не перестаёшь удивлять и восхищать нас, твоих читателей!
    Каждый твой проект (и описание его создания), как и многие, жду с нетерпением и перечитываю не раз и не два!
    В ожидании новой истории с "эффектом sausage marks", с пожеланиями мира, здоровья и удачи!

    ОтветитьУдалить
  6. Этот комментарий был удален автором.

    ОтветитьУдалить